Иногда бывают ситуации, когда ребенок становится просто неуправляемым. Причин для этого может быть много, и чрезмерное перевозбуждение, и непривычная обстановка, слишком активные игры и т.д. Какие-то ваши замечания и одергивания в такие моменты не будут иметь никаких шансов на положительный результат. Для начала вам нужно физически остановить малыша – поймать его в охапку, как бы он ни сопротивлялся, обнять, и тихонько, на ушко, «по секрету», предложить игру. Вот варианты таких «успокоительных» игр:
1. Спросите ребенка, какое из животных или птичек он любит больше всего. Потом попросите озвучить это животное, показать, как оно кушает, гуляет или отдыхает. Если ребенок уже умеет считать, попросите его представить, что все вокруг него – те самые любимые животные, и предложите ему их сосчитать.
2. «Море». Ребенок должен изобразить море. Оно должно быть то спокойное, плавное, то штормовое. Постепенно периоды «шторма» уменьшайте до минимума, пока «море» совсем успокоится.
3. «День-ночь». Правила игры несложные – днем можно играть, а ночью нужно крепко спать.
4. «Волшебная кнопка». Она находится на носу ребенка и, конечно же, на вашем носу тоже. При нажатии на кнопку ее владелец должен «выключиться» и замереть, или, наоборот, «включиться». Можно добавить к этой игре еще и уши – правое – «тише», левое – «громче».
5. «Охота». Эта игра начинается с организации «засады» на диване, под пледом или покрывалом. Нужно терпеливо ждать, пока перед тигром (волком, медведем, львом) появится воображаемая дичь. С девочками можно «половить бабочек», осторожно подкрадываясь к ним с «сачком».
6. «Кит». Огромный кит (ребенок) должен нырнуть глубоко-глубоко, а для этого нужно три раза вдохнуть-выдохнуть, после чего – задержать дыхание и «доплыть» до какой-нибудь игрушки.
7. «Темнота». Предложите ребенку закрыть глаза и найти среди игрушек свою любимую машинку (куклу, мячик, кубик…) Когда ему это удастся, попросите дать задание вам, и, как можно дольше, «ищите» то, что вам поручили, сокрушаясь, что «не можете» найти.
8. Предложите ребенку сладости, если он сделает замысловатое скоординированное движение, например, протащит машинку между падающими препятствиями.
9. «Работа-отдых». Попробуйте вместе с ребенком сдвинуть с места шкаф, а когда не получится, лягте на ковре, чтобы отдохнуть перед очередной попыткой.
10.«Тише-громче». Назовите имя ребенка, и попросите его назвать ваше, только немного тише. После нескольких вариаций имен вы должны дойти до шепота, а потом опять вернуться к нормальной громкости.
11.«Крошечка». Детям нравится изображать грудных малышей. Воспользуйтесь этим, предложите запеленать своего «грудничка» в простынь, и походите с ним на руках, укачивая для сна.
12.«Парашют». Его роль буде изображать падающая салфетка. Во время полета ребенок должен громко хохотать, но мгновенно замолкать, как только «парашют» приземлится.
13.Одна из рефлекторных привычек детей – бежать к папе или маме, когда они распахивают в стороны руки. Присядьте, и раскиньте руки и подождите, пока ребенок среагирует на ваше движение. Поймав и обняв ребенка, ненадолго задержите его у себя на руках, а потом предложите сделать то же самое еще раз.
14.Поощрите активность ребенка, но дайте ему «важное» задание, например, бегать нужно с кубиком на голове, или, держа мячик за спиной.
15.«Летчик и самолет». Вы – «летчик», ребенок – «самолет». Летчик управляет самолетом, который должен выполнять все команды пилота (вправо, влево, вверх (на носочки), вниз (присесть). Потом роли меняются.
16.«Граница». Вы – «пограничник». Бегущего ребенка пропускаете только после ответа на загадку, или выполнения какого-то задания (сосчитать до десяти, несколько раз присесть, спеть песенку и т.п.)
17.«Мячик». Ребенок изображает мячик, а вы «катаете» мячик по комнате, или заставляете мячик прыгать. Не забывайте, что после ребенка – ваша очередь стать «мячиком».
18.«Повторяйка». Ребенок должен повторять за вами все движения и звуки, после чего, как обычно, вы меняетесь ролями.
Такие игры дают очень быстрый эффект успокоения ребенка, и учат его самоконтролю. А взрослым, как обычно, нужно быть терпеливыми и спокойными, чтобы своим примером учить ребенка выдержке и не провоцировать его на конфликт резкими одергиваниями.